Один из фильмов, который поразил меня в молодые годы – венгерский фильм «Пятая печать». Фильм-притча, большая часть которого проходит за разговорами в маленьком кабачке в оккупированной Венгрии 1944 года. За стаканчиком-другим четверо приятелей делятся новостями и философствуют. Один из поднимаемых вопросов такой: если бы вы оказались на острове, где есть только тиран и истязаемый им раб, палач и жертва, то чье место вы бы заняли? В конце фильма компанию за их слишком критические взгляды сдает тайной полиции случайный посетитель кабачка, и друзья встают перед описанной дилеммой не гипотетически, а что ни на есть натурально. Кульминация фильма – демонстрация того, как и под влиянием чего люди делают выбор, как превращаются из «маленьких людей» в тех, кто берет ответственность за собственную жизнь и решения. И выбор, а также его мотивы, в фильме неочевидны. А я всю жизнь задаюсь вопросом, можно ли в любых предлагаемых обстоятельствах не делать выбор между тираном и жертвой, быть где-то в стороне и над. Наверное, именно поэтому я так люблю теорию про треугольник Карпмана, которая добавляет к предложенным еще роль спасателя – видимую альтернативу, потому что на самом деле все в этом треугольнике меняются ролями, и ролей только три. И, выбирая быть в треугольнике, пусть даже спасателем, мы обрекаем себя на то, чтобы быть и тираном, и жертвой тоже. Не знаю, получается ли у меня всегда не вступать в игру в тирана и жертву, но по крайней мере, я научилась замечать себя, когда я туда попадаю, это уже немало.